История

Краткая историческая справка.

Почему наша станица носит название – Упорниковская? Оказывается, как рассказывают старожилы, в 17 веке беглые казаки старались селиться на плодородной земле. Беглый казак по фамилии Акишев был упорным человеком. Земли, принадлежавшие ему, находились в Спорной балке. От него и племя казачье росло, упорные это были люди, появилась у него и фамилия Упорниковы. И станица по их фамилии была названа. Богатели казаки, земель становилось им мало и они решили поделить земли между собой. Самые хорошие земли отошли Упорникову. Построил он себе дом, поместье, стали Упорникова барином звать. Остальные земли стали делиться и получать свое название от фамилий владельцев.

Самая большая балка названа Большой, досталась она казаку Макрышкину. Лобастый был мужик, и бугор, расположенный рядом с его балкой назвали в его честь – Макрышкин лоб. Появились Федотова балка, Силаев пруд, Менчаковский и другие.

В весеннее время балки «отвоевывали» все больше и больше плодородной земли. На сходе казаки решили засадить склоны балок деревьями. Так появилось название балок: Березовая, Черемушная, Рассыпная. А вот в Голой балке как ни сажали деревья, ничего не росло, отсюда и ее название.

Казаки занимались земледелием и скотоводством. Кошары овец и другого скота занимали левые склоны. Отсюда название леса – Кошарский.

Географическое положение станицы удобно. Небольшая речка Акишевка когда-то была полноводной, богата рыбой. Белый родник питал речку. От него до Акишевки были небольшие водопады, на которых стали 3 водяные мельницы. Но, однажды, два богатых человека этих мест поссорились и один из них, пан Судомский, собрал несколько возов шерсти и забил исток родника. Речка обмелела. Мельницы остановились. Долго люди искали исток, да так и не нашли.

Ребята из центра «Возрождение» интересуются историей нашего края. Мы встречались со старожилами станицы, просили их рассказать о том, какой была наша станица раньше. Из их рассказов мы узнали, что примерно в 1880-1890 г. « всем миром» была в центре станицы построена красивая церковь. Со стен смотрели лики святых. Огорожена она была железным забором. В глубине церкви (там, где сейчас находится сцена в клубе) находился алтарь. По большим церковным праздникам в церкви шла служба, много народу тогда собиралось. На Пасху шла служба, святили пасхи. Певчими в церкви были: Ефанов Иван Федорович, Паршина Анфиса Сергеевна, Бирюкова Анна Ильинична. Чудесные голоса были у этих людей. В церкви крестили младенцев со всех близлежащих хуторов, отпевали усопших. Здесь же можно было купить ладан, свечки, просвирки - их пекла Елена Тимофеевна, мать певчей Анфисы Прашиной. Церковь носила название – Стретенская. А 15 февраля, праздник Стретенье Господне, считается престольным в нашей станице.

В 1930-35 гг. церковь разобрали, убранство, иконы исчезли.

Там, где находится подворье Сенаук Андрея Викторовича, стал молебный дом, где верующие собирались на большие церковные праздники. Но позже и это было запрещено.

Была в станице еще одна святыня-часовня, посвященная иконе Божьей Матери Троеручнице, которая находилась в Филипповой балке.

Давно это было, примерно в 1880 году жила в станице семья Шуруповых. Взрослые и дети в этой семье были верующие. Прасковье Панкратовне, прабабушке Кравченко Марии Михайловны, которая поведала нам эту историю, приснился сон. Ей приснилась Божья Матерь, которая повелела ей идти в Филиппову балку, где взять из земли образ свой, который станет заступницей казачеству Упорниковскому. Большая вера привела женщину к указанному месту. Это было 11 июля 1880 года – в праздник Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы-Троеручницы. С молитвой копнула Прасковья в указанном месте, лопата наткнулась на камень, и когда тот был поднят, под ним явилась икона Божьей Матери. И нарекли ее Троеручницей. Всем миром была построена здесь часовня в ее честь и вырыт колодец. И вода в нем считалась целебной, святой. В часовне служили службы Божьей Матери, читался Акафист Троеручницы. Верующие приходили сюда за исцелением и помощью. После революции часовня была разрушена, икона оказалась в доме потомков нашедших ее, у Нехорошевых. Верующие продолжали почитать святыню, прославляя её в дни ее праздника. Несмотря на запрет и гонения на религию, верующие 11 июля собирались сначала в доме у Нехорошевых, а когда людей было много, то службы проходили в саду. Святая икона собирала верующих из наших хуторов: Упорниковсского, Панькинского, Хорошенского, но приходили люди из других мест. Из Родничков (4 отделения) приходили певчие. Особым голосом выделялась наша землячка, Носова Акулина Леденеевна. Уникальным было чтение Сундуковой Марии Ермолаевны. Приезжали священослужители. В 1952 году на празднике икона чудесным путем обновилась. Шла служба. Среди лесного неба внезапно появились тучи и разразилась гроза. Полил урожайный ливень. До этого стояли засушливые дни. Это верующие вымолили дождь. Но гроза была настолько сильной, что заставила людей прижаться к земле: был страх и Божественный трепет. Когда все закончилось и верующие подняли головы, они увидели чудо: почерневший лик Богородицы и оклад засияли Божественным светом, а голубь «дух святой» засеребрился. Так обновилась икона. « Чудо, она обновилась!» - раздались радостные возгласы. Люди уходили со службы вдохновленные, унося с собой и свет, излучаемый из этой иконы, и освещенную воду. Ее для водосвятия носили из этого же Филлипова колодца.

Икона сохранилась до сих пор и находится у Кравченко Марии Михайловны, но, к сожалению, все божьи люди, которые праздновали ее, умерли. Как бы хотелось, чтобы возродилась традиция и своим Божественным светом явилась и нам Троеручница.

В последнее время в связи с возрождением интереса к духовному наследию возросло внимание к истории родного края. Время оставляет след-вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца.

 

Содержимое раздела

1golos

mfc

 

240x400